Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс Уайльд, Уайлд (Wilde) (16.10.1854, Дублин, - 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник Стихотворения (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 году совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму Вера, или Нигилисты (1882, русский перевод 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию Герцогиня Падуанская (1883, русский перевод Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-1897), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме Баллада Редингской тюрьмы (1898, русский перевод В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди De Profundis (1905).
В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 века Уайльд примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма ( Душа человека при социализме , 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками искусства для искусства . Однако творчество Уайльда было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия Уайльда изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В Балладе Редингской тюрьмы декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки ( Счастливый принц , Звёздный мальчик ) и Стихотворения в прозе Уайльда лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. Кентервильское привидение , Преступление лорда Артура Севиля - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 века - Портрет Дориана Грея (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, Уальда вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии Герцогиня Падуанская , Саломея (1893; первоначально на французском языке), Флорентийская трагедия (1895, опубликована в 1908 году, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Как важно быть серьёзным (поставлена 1895, опубликована в 1899 году). Социально-критические мотивы сильны в комедии Идеальный муж (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 1880-х годов (сборник Замыслы , 1891) Уайльд осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве Бальзака, Льва Толстого, Тургенева и Достоевского.