Уильям Блейк (William Blake) (1757–1827), английский поэт, художник, философ. Родился 28 ноября 1757 года в Лондоне. Сын торговца трикотажем. В десять лет поступил в школу рисования Г. Парса. Примерно пятнадцати лет от роду был взят в ученичество к граверу; в 1779 году, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780). В 1784 году женился на Кэтрин Баучер. В 1783 году друзья Блейка оплатили публикацию Поэтических набросков ( Poetical Sketches ). Вскоре после этого он занялся торговлей гравюрами и эстампами совместно с Дж. Паркером, сотоварищем по ученичеству; партнерство длилось до 1787 года. В том году он потерял самого любимого из своих братьев – Роберта. В 1791 году Блейк начал выпускать знаменитые ныне «иллюминированные книги» – отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые экземпляры.
Вплоть до тридцатилетия Блейка его работы были известны в сравнительно узком кругу. Он стал больше известен после того, как взялся иллюстрировать популярную в середине 18 века философскую поэму Э. Юнга Ночные размышления ( Night Thoughts ). Блейк быстро выполнил 537 акварельных рисунков; их следовало выгравировать и отпечатать на больших листах как обрамление текста поэмы. В 1797 году была отпечатана 1-я часть с 43 гравюрами; издание не имело успеха и было остановлено. К счастью, Блейк нашел мецената, Т. Батса, чиновника в управлении главного вербовщика, который постоянно покупал его картины на протяжении следующих тридцати лет.
В 1818 году Блейк познакомился с молодым живописцем Джоном Линнелом, они подружились, и Линнел предложил Блейку выполнить – с его финансовой помощью – гравюры-иллюстрации к Книге Иова. Они были опубликованы в 1826 году. После этой работы, снова при поддержке Линнела, Блейк начал готовить 100 иллюстраций к Божественной комедии Данте и закончил 7 гравюр. Последние прожитые им годы были самым счастливым периодом его жизни. Уильям Блейк умер в Лондоне 12 августа 1827 года.
Блейк-поэт занимает место в первом ряду английских писателей. Его произведения можно разделить на две группы: лирические и философские (или мистические). Он превосходно знал поэзию елизаветинцев и последующего времени, и в самых ранних его стихах, вошедших в Поэтические наброски (1783), заметны элементы подражания.
В 1789 году Блейк выпустил Песни невинности ( Songs of Innocence ), первую серьезную работу, предназначенную для издания его новаторским методом «иллюминированной печати» – когда текст и декорирующий рисунок гравируются как единое целое. Детское простодушие многих стихотворений совершенно искренно, в них содержится предвестие «романтического возрождения», начало которому положит У. Вордсворт в 1798 году. В 1794 году Песни невинности были изданы вместе с Песнями опыта ( Songs of Experience ).
Непритязательную простоту потеснили символика и скрытый смысл, однако и при прямом прочтении они покоряют лирической силой и самобытностью. Многие из Песен опыта были впервые записаны в Блокноте Блейка (известном как Рукописи Россетти ) вместе с другими лирическими стихами, подчас прекрасными, но не использованными ни в одной публикации. С этого времени тяга Блейка к лирической поэзии как будто иссякла или ее вытеснило более сильное стремление к символическому эпосу и сатире. Уже в 1787 году поэт использовал символы и аллегории в неопубликованной поэме Тириель ( Tiriel2), написанной белым стихом; в ней изображается упадок прежних английских святынь – закона и искусств. Символы и аллегории присутствуют также в 1-й книге Французской революции ( The French Revolution , 1791), эпической поэме, изображающей события во Франции.
После 1790 года Уильям Блейк отпечатал серию «иллюминированных книг», в нее вошли: Брак Неба и Ада ( The Marriage of Heaven and Hell ), поэма в белых стихах и прозе, где сатира на Э. Сведенборга переплетается с метафизическими и религиозными рассуждениями. Здесь, в знаменитых Пословицах ада ( Proverbs of Hell ), Блейк продемонстрировал также свой дар парадоксалиста; Книга Тель ( The Book of Thel ), изысканная аллегория о сошествии души от вечности к смертной жизни; Видения дочерей Альбиона ( Visions of the Daughters of Albion ), где Блейк защищает свободную любовь, хотя и признает ее недостижимым идеалом; Америка, пророчество ( America, a Prophecy ), в которой американская революция символизирует извечную смену угнетения и мятежа; Первая книга Юрайзена ( The First Book of Urizen ), универсальный миф о сотворении материального мира и рода человеческого, обреченного греху; Европа ( Europe ), где Блейк указывает, что Европе ошибочно приписывают «женственные» законы и идеалы; Книга Лоса ( The Book of Los ), Книга Ахании ( The Book of Ahania ), Песня Лоса ( The Song of Los ), где продолжается тема универсального мифа. Эти символические произведения, написанные вольным белым стихом, трудны для чтения из-за намеренной усложненности содержания. Несколько лет Блейк писал, переделывал и переписывал поэму Вала, или Сон девяти ночей ( Vala, a Dream of Nine Nights ), названную затем Четыре Зоаса ( The Four Zoas ), но не закончил ее и не собрал разрозненные страницы в какую-либо осмысленную последовательность. В поэме есть превосходные фрагменты, связывающие ее с последними двумя «иллюминированными книгами» – Мильтон ( Milton ), в котором проблема зла в мире соотнесена с собственными душевными борениями Блейка, и Иерусалим ( Jerusalem ), итоговое эпическое произведение, где Человек осознает свои заблуждения и наконец преодолевает их, соединяясь с Богом. Последняя крупная поэма Блейка – серия фрагментов, известная под названием Вечное Евангелие ( The Everlasting Gospel ).
Творчество Блейка-художника можно разделить по фазам его преобладающих интересов. Первая (1790–1795) – всплеск великолепия, явленный в 11 больших цветных эстампах, лучший из которых – Бог, творящий Адама ( God Creating Adam ). Начиная с 1790 года Блейк создал обширную серию иллюстраций к книгам Ветхого и Нового Заветов в акварели и темпере. Блейк был убежден, что живопись его собратьев-соперников уступит в долговечности его рисованным темперой «картинам кабинетного формата», однако большая их часть растрескалась и потемнела, а кое-что погибло. В 1810–1817 годах Блейк подготовил несколько превосходных серий акварельных иллюстраций к Мильтону и Шекспиру. После 1817 года он был занят главным образом рисованием и гравировкой иллюстраций к Книге Иова, а затем к Данте.