Прошло полгода со дня нашего последнего путешествия. Наконец сын подрос достаточно, чтобы попробовать показать ему что-то за пределами округи. А тут как раз совпало два удачных события: майский банк-холидей и скидки от FirstGreatWestern. Раньше скидки на туристические достопримечательности распространялись только на Лондон, теперь же список включил Бат, Бристоль, Оксфорд и Солсбери. Вот в Бристоль мы и решили отправиться, благо нам до него всего час без пересадок.Изначально планировали выехать с утра, но так как у меня разболелась голова выехали только к обеду. Соответственно пришлось на ходу менять расписание наших прогулок.
Первая прогулка выпала на район, где мы остановились, район Редклифф. Сам район, надо признать, не производит впечатления. В основном это современные бизнесс-коробки, но посмотреть здесь все-таки есть чего. С чего начинается город для приезжего? Правильно с Вокзала. В данном случае с вокзала Temple Meads.
В городе три вокзала, но этот самый большой и старый. Сама станция была построена в 1840 на окраине тогдашнего Бристоля. Любопытно что изначально станция строилась под ширину колеи шире чем сейчас используется. Ширина колеи это расстояние между рельсами. Помните, старый анекдот про русскую железную дорогу между Москвой и Петербургом, а также царский хрен (nordeurope.kp.ru/daily/24443/…). Так вот в 1840 году в самой Англии, законодательнице тогдашних железнодорожных мод, ширина колеи была своя у каждой железнодорожной компании, которых насчитывалось около полусотни. Так что решение царя на данном фоне смотрится вполне прогрессивно - унификация колеи на все территории страны. Англичане унифицировали колею только в 1860-ом. Собственно прибыли мы не в то старое здание, старое здание теперь выполняет роль пристройки, где находятся разные организации, например, детский садик. Хотя от станции до нашего отеля было всего около полукилометра, мы прошли его за полчаса, так мы узнали скорость нашего передвижения с коляской.
Отель наш находился через дорогу от церкви святой Марии в Редклиффе (St Mary Redcliffe). Это третья по высоте церковь в Англии и самое высокое здание Бристоля. Когда-то давным давно Елизавета первая назвала ее самой прекрасной приходской церковью королевства. Основные работы по строительству были проведены с 12го по 15ый век. Однако в 1446 году молния упала и снесла шпиль этой цекви, то что мы видим сейчас это реставрация конца 19го века.
Также не дожили до нас средневековые витражи. Что дошло до нас, так это могилки Вильяма Пенна - Английского адмирала и отца основателя штата Пенсильвании и английского поэта Томас Чаттертона (честно говоря, я бы не заострял внимания на творчестве последнего, хотя бристольцы его любят и даже сохранили его домик прямо напротив главного входа в церковь святой Марии.
Заселившись, мы сделали быстрый рейд на юг, чтобы обзавестись продуктами для себя и сына, а заодно посмотреть нынешнее русло Айвон (New Cut). Дело в том, что в Бристоле высокие приливы и в отлив суда которые заходили в порт практически оказывались лежащими на отмелях. Это с одной стороны обусловили высокие качества судов которые строились на местных верфях, а с другой значительно затрудняло судоходство. В 1804 году в рамкай проекта улучшения порта были построены шлюзы, которые поддерживали уровень воды в порту (который с этого времени называется плавающий порт). Избыток же воды пустили по искусственному каналу который находится южнее старого русла.
Последним, что нам удалось посмотреть в этот день была старая полуразрушенная церковь тамплиеров. После разгрома ордена Филипом Красивым значительная часть ордена осела в Англии, где и успешно поддержала начавшуюся столетнюю войну. Эти тамплиеры и возвели церковь. После официального роспуска ордена церковь перестроили из овальной в квадратную. А затем вообще превратилась в цероковь гильдии ткачей. Церковную колокольню строили в два этапа. Когда башня поплыла и стала наклоняться строительство заморозили, но затем продолжили без учета наклона, строго вертикально. Так бы все под углом и бросили, но немецкие бомбардировщики разбомбили прямостоящую церковь оставив наклонную колокольню стоять. Первые реставраторы считали что наклон башни результат взрывов. В ужасе от того что башня может упасть на жилые районы ее хотели подорвать. Насилу остановили. Так что косяки у реставраторов - это норма и подходить к ним нужно с пониманием. Зато вокруг остатков церкви разбили очень приятный садик.
Второй день у нас получился самым плодотворным. Быстро прошмыгнув новостройки Редклиффа, мы вышли к Бристольскому мосту. Самое странное, что если вернуться к англосаксонскому значения слова бристоль то Бристольский мост - это мост города у моста? Несмотря на англосаксонское происхождение имени свое превращение в полноценный город Бристоль пережил в период Нормандского завоевания. В 14ом веке Бристоль числился третьим по размеру городом. Англичане как обычно ссылаются на римское происхождение, но в данном случае это через чур натянуто, римский перевалочный лагерь находился в 4х милях от города и никакой связи с городской инфраструктурой не имел.
С северной стороны Бристольского моста располагается старый город, то что осталось от средневекового города. Справа остатки замка с церковью Святого Петра (есть предположение, что это остатки донормандского монастыря), а слева - церковь святого Николая. Хотя церковь святого Николая и выглядит очень старой и была основанна в 12ом веке, однако, то что мы видим это новодел конца восемнадцатого века на месте разрушенной при перестройке Бристольского моста церкви. Старый город как и положенно находился на возвышенности и некоторые улицы выглядят совершенно неподъемными для коляски.
Продвигая внутри средневековых городских стен мы прошли мимо здания гильдии, точнее его остатков вдоль Small street. Интересно, что не последнюю роль в его разрушении сыграл театр. Дело в том что в здании проходили театральные представления Елизаветинской эпохи. И в 1576 году фанаты этого вида искусства изрядно потрепали на представлении Шекспировской труппы The Lord Chamberlain's Men . Чуть свернув на узкую улицу с широким названием Broad street, мы увидили последний остаток городских стен - ворота святого Иоана расписаные разными каравеллами. Таким образом, проскочив средневековую часть города. (Сын кажеться не оценил брущатку ни на йоту). Мы вырулили к Cabot Circus - шопинг центр в котором мы нашли все то, что нельзя было найти в нашей деревне. Кстати, там я видел лучшую Baby Changing room в моей жизни. Отобедав мы двинулись домой, так как сын устал, а у нас кончились продукты его питания. Обратно, проскочив скучную серую площадь St.James Barton и промчавшись по Rupert street, мы, наконец, вырулили в Бристоль 17го-18го века - St. Augustine's paradise.
Видимо со временем тоннаж судов использующих порт все рос и для того, чтобы их принимать город тихо сползал в сторону устья. Мы же свернули чуть направо чтобы попасть на площадь College Green с ее викторианской мэрией и, что более интересное, Кафедральным собором.
Кафедральный собор как и большинство строений такого рода - долгострой, с 12го века, когда было заложено Августианское аббатство, до 1888 года, когда последний камень лег в западный фронтон собора. Собор много раз перестраивался и сохранил редкие для английского собора особенности. Главным из них то, что это самый высокий в среднем собор. Дело в том, что хотя собор сам по себе не самый высокий, но его крылья такой же высоты, как и основной проход.
Рядом с собором стоит памятник послу империи Великих Моголов Рам Мохан Рою, который простудился и умер в Бристоле. Рам Мохан Рой был одним из видных индуистских реформаторов. Почему памятник поставили рядом с собором и почему спиной к собору, мне совершенно непонятно.
Срезав по закоулкам, мы вырулили на набережную прямо напротив даже не одного а сразу двух символов Бристоля, двум кораблям: Метью - небольшой корабль, на котором венецианец Джон Кабот отправился в Америку на два года позже Колумба и открывшего Ньюфаундленд, а также первый - полностью железный корабль Great Britain . Британцы гордились им как самые настоящие американцы - у них был самый большой корабль своего времени - почти на 30 метров длиннее любого другого. Нельзя сказать, что судьба у корабля была очень удачной, но целых 30 лет судно курсировало вокруг всего земного шара. За это время на судне зафиксированно 25 крупных аварий, считая мистическое исчезновение капитана судна.
Тут уж нас совсем приперло и мы очень быстро, проскочив площадь тысячелетия, отправились домой.
День третий не предполагал больших прогулок. Мы взяли с собой наши чемоданы и отправились на автобусную экскурию. По дороге мы прошли мимо паба The hole in the wall . Некоторые знают, но для осознания шутки юмора: в британском английском банкомате называют Hole in the wall . Однако, это не самая главная достопримечательность этого паба. Именно с него в свое время Стивенсон написал таверну «Подзорная труба», владельцем которой был одноногий Джон Сильвер.
Чуть дальше мы пересекли площадь королевы, названную так в часть королевы Анны. Рассказывают, что тот самый Брунел, который кроме корабля строил еще и мост, ставший символом города, дрался на этой площади табуреткой. В 1831 году в Бристоле произошло восстание из-за того что палата Лордов завернула закон о расширении избирательного права. Восстание подавили, но закон все таки выпустили.
На соседней улице, совсем рядом с площадью есть еще один исторический паб - Llandoger Trow . В нем о своих приключениях на необитаемом острове рассказывал Александр Селкирк. Остров, на котором он провел четыре года, теперь называется островом Робинзона Крузо, а человека, который слушал его рассказы, звали Даниэль Дефо. Также считается, что этот паб был прообразом другой таверны из острова Сокровищ - Адмирал Бенбоу .
Совсем рядом от него мы сели на обзорную экскурсию по городу. На экскурсии мы прокляли все. Дело в том что автобус совершенно не приспособлен под коляску. Мы заблокировали почти половину нижней палубы и постоянно прыгали через сиденья.
Стоило удовольствие с учетом нашего ваучера всего 10 фунтов, но экскурсия получилась уж очень обзорная. К сожалению, только на этой экскурсии мы посмотрели Клифтонский подвесной мост. В принципе, это обычный подвесной мост, просто в начале 19 го века при его постройке три раза кончались деньги. Правда, как результат мост получился красивый и удобный. Ежегодно с него происходит несколько самоубийств. акже незатейливо мы пролетели мимо Бристольского зоопарка. О чем мы точно желеем, что нам не удалось погулять по Клифтону - району викторианских и грегорианских вилл, а также по парку Доунс, парк был объявлен рекреационой зоной еще с Викторианских времен, откуда расстилаются потрясающие виды на долину реки Айвон и бристольский залив, вплоть до Уэльса.
К нашему облегчению автобус подвез нас почти к самой железнодорожной станции и мы счастливо отбыли восвояси.