Эта известная британская писательница была ведущей фигурой литературы первой половины XX века. Она создала новую манеру письма, где сюжет может оборваться на полуслове, а вместо привычного мира действия присутствует тайнопись души , где авторское письмо движимо чувствами и подобно акварельным зарисовкам. Первой в мировой литературе 20 века она решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться видимыми в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, которая доселе была для них запретной. Она имела огромный успех на литературном поприще, в то время как ее жизнь была местами похожа на затянувшийся страшный сон… Речь идет о знаменитой Вирджинии Вульф.
Аделина Вирджиния Стефенс (таково настоящее имя писательницы) родилась 25 января 1882 года в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стефенса и Джулии Джексон. Вирджиния стала третьим совместным ребёнком Лесли и Джулии. Всего же в семье было восемь детей: трое детей матери от первого брака, дочь отца от первого брака с Минни Теккерей. А еще четверо младших Стефенсов: Ванесса, Тоби, Вирджиния и Адриан.
Семья жила в престижном Кенсингтоне. Атмосфера в доме царила в высшей степени интеллектуальная и демократичная. Девочки получали домашнее образование, мальчики посещали учебные заведения. Отец Вирджинии — Лесли Стефенс — имел успех на различных поприщах. Он был популярным писателем, критиком, философом и историком литературы, а мать — леди Джулия Дакворт — светской дамой, подругой Мериам Хариетт — дочери Уильяма Теккерея. Она была настоящим центром семьи и предметом обожания своих детей.
Дом Стефенсов был самым известным лондонским литературно-художественным салоном. Здесь говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса; зачитывались работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
Дом посещали такие писатели, как Дэвид Герберт Лоуренс и Генри Джеймс. А еще здесь была великолепная библиотека, где все книги были для детей в свободном доступе .
Но вся эта радужная жизнь рухнула, когда Вирджинии исполнилось 13 лет. Вначале она пережила попытку изнасилования со стороны кузенов, гостивших в доме. Последствия были в своем роде фатальны — с тех пор она начала испытывать неприязнь к мужчинам и к физической стороне дела. Но сразу после этого девочку ждал еще более страшный удар — от воспаления легких скоропостижно скончалась мать. У Вирджинии случился нервный срыв, и она попыталась покончить с собой… Ее спасли, но депрессии стали с тех пор неотъемлемой частью ее жизни.
Отец замкнулся в себе и жалел, прежде всего, себя самого, не будучи настоящей опорой для осиротевших детей. Более того, потихоньку стал превращаться в деспота. Роль хозяйки дома взяла на себя старшая сестра Стела, но вскоре смерть настигла ее. Это случилось всего спустя два года после смерти матери. Казалось, что какое-то проклятие наложено на эту семью, потому что в 1904 году смерть нанесла очередной свой визит в дом, лишив детей отца. Позже Вульф напишет, что его смерть была для нее и несчастьем, и освобождением - путем к свободной жизни, к творчеству, к литературе. Тогда со старшей сестрой Ванессой, которая после смерти Стелы взяла на себя функции хозяйки дома, и с братьями Адрианом и Тоби переехали из фешенебельного Кенсингтона в дом на Гордон-сквер в Блумсбери — квартал, где проживала лондонская богема. Вирджиния начала писать для Литературного приложения Таймс и по примеру матери основала нечто вроде литературного салона.
И тут новое ужасное событие — в 1906 году умер брат будущей писательницы Тоби. Душевная травма от этого события ляжет в основу романа Вульф Волны . Казалось, испытаниям девушки нет конца. А тут еще уход из семьи сестры… В свое время сестры Вирджиния и Ванесса были очень близки. Еще в детстве они поклялись никогда не выходить замуж и жить вместе. Но спустя год после трагического события Ванесса вышла замуж за критика-искусствоведа Клайва Белла., и это сильно обидело Вирджинию. После этого она вместе с братом Адрианом переехали на Фитцрой-сквер, который находится в Блумсбери. Именно там проходили встречи так называемой блумсберийской группы . Большинство ее участников были гомосексуалами. Находясь под влиянием идей философа Мура, они считали, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими. Они отвергали социальные условности, которые должны были, по их мнению, вытесниться принципами личной приверженности морали и ответственности. Сюда входили поэт Томас Элиот, литературовед Роджер Фрай, писатель Эдуард М.Форстер, философ Бертран Рассел….Под влиянием всех этих идей Вульф приняла предложение руки от Литтона Стречи, открыто заявлявшего о своей нетрадиционной ориентации. Это породило немало обсуждений, впрочем, в итоге брак так и не состоялся.
В 1912 году писательница вышла замуж за выпускника Кембриджа писателя и журналиста Леонарда Вульфа, вернувшегося с Цейлона. Интересно, что она заранее предупредила жениха, что секс с мужчиной ей неприятен. В итоге сексуальные отношения свелись до минимума, а брак стал образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки. В 1917 году супруги учредили Хогарт Пресс — издательство, которое помимо публикации романов самой Вульф также выпускало произведения Форстера, Элиота и других. А впоследствии и русских классиков: Аксакова, Тургенева, Льва Толстого.
Вначале Вирджиния сама набирала и редактировала тексты. Постепенно издательство стало надёжным источником доходов семьи. Вульф много писала, переписывала романы десятки раз, непрерывно вела дневники, которые вышли отдельным изданием в четырех томах, писала письма друзьям, сестре, мужу, любовнице (письма вышли впоследствии в пяти томах). На свет появились романы Путешествие , Ночь и день . Оба они были написаны необычным языком. В следующем романе — Комната Якоба , вышедшем в 1922 году, - Вульф начала радикально экспериментировать с литературными формами. Казалось бы, все в ее жизни с внешней стороны было нормально. Но параллельно ее преследовали головные боли, голоса и видения, а в 1915 она предприняла очередную попытку самоубийства.
Вирджиния Вульф всегда была на эмоциональном уровне больше привязана к женщинам: сестре Ванессе, Мэдж Ван, вдохновившей писательницу на создание образа миссис Дэлловэй.
С Витой Саквил-Вест писательница познакомилась в 1922 году. Их объединила нежная дружба, впоследствии переросшая в любовь. Роман двух дам длился в течение всех 20-х годов, а впоследствии вновь обратился в дружбу. Эта ситуация, дополненная обидой Вирджинии на измены Виты, стала основой романа Орландо . Потом на свет появились Миссис Дэлловэй , К маяку , Волны и известный рассказ Своя комната , содержащий известный афоризм: У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната . Романы писательницы издавались не только в Англии, но и в Америке. В 1937 году на свет появился роман Годы , расцененный как блистательная катастрофа .
И тут началась Вторая мировая война. Страх за мужа-еврея расшатывал нервы писательницы, к этому добавлялись переживания, связанные с гибелью племянника Джулиана в Испании. Писательница страдала из-за того, что не состоялась как мать, и отдавала свое тепло обожаемым племянникам. Джулиан был любимым из них. В довершение всего лондонский дом супругов был разрушен во время бомбёжки, великолепная библиотека погибла, и Вирджинии с супругом пришлось переехать в город Родмэлл в графстве Сассекс.
Она пыталась забыться, уйдя в работу над масштабным романом Между актами . Работа шла в состоянии глубокой депрессии, к ней вновь стали приходить видения, а внутри Вирджинии звучали голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции. Как тогда, когда погиб ее брат…
Этот нервный срыв стал последним в жизни Вульф: оставив письма мужу и сестре, 28 марта 1941 года она утопилась в реке неподалёку от дома. Лишь спустя две недели дети обнаружили ее тело.
В предсмертной записке мужу она написала: Я точно чувствую, что снова схожу с ума. Я чувствую, мы не сможем пережить еще одно из этих ужасных времен. И я не выздоровею в этот раз. Я начала слышать голоса и не могу сосредоточиться. Поэтому я делаю то, что, мне кажется, будет лучшим. Ты дал мне величайшее из возможного счастья. Ты был во всех смыслах всем, чем кто-либо может быть. Я думаю, что два человека не могли бы быть более счастливы, чем были мы с тобой до тех пор, пока не началась эта ужасная болезнь... Я обязана всем счастьем моей жизни тебе. Ты был совершенно терпелив со мной и невероятно добр. Я хочу это сказать, все это знают. Если кто-то и мог спасти меня, это был ты. Я потеряла уверенность во всем, кроме твоей доброты. Я не могу разрушать твою жизнь дальше...
Они прожили вместе 29 лет.