В 1997 году в Уэльсе был проведен референдум, в ходе которого большинство голосовавших приняли сторону лейбористов в вопросе о создании собственного парламента в княжестве. В результате этого события уже в 1998 году, в соответствии с Законом об управлении, была создана Национальная Ассамблея Уэльса, которая получила право на создание законов, действующих в пределах региона.
Возникновение идеи создания и непосредственно формирование этого законодательного органа власти многие политики напрямую связывают с начавшимся тогда процессом деволюции. Это явление характеризуется в первую очередь децентрализацией власти в Объединенном Королевстве и все возрастающая самостоятельностью, входящих в ее состав регионов. Сторонниками этого процесса выступили лейбористы, церковные и профсоюзные организации. Очевидной была позиция в этом вопросе партии консерваторов, которая была категорически против деволюции и стремилась наоборот усилить влияние Англии в Объединенном Королевстве.
Национальная Ассамблея Уэльса в своей работе имеет право осуществлять вторичное законодательство. То есть она имеет право принимать законы, развивающие и конкретизирующие, законодательство Британского парламента, которое выступает в качестве первичного. Интересная деталь: законы Ассамблеи не нуждаются в одобрении и утверждении со стороны Парламента, но могут в общепринятом порядке быть оспорены в суде. Эти факты свидетельствуют в пользу того, что Национальная Ассамблея Уэльса является самостоятельным законодательным органом власти, но все ее издаваемые ею акты должны соответствовать законам, принятым Британским Парламентом.
Отличительной особенностью Уэльса является отсутствие в нем отдельных органов исполнительной и законодательной власти, две эти функции взяла на себя Ассамблея. В ее состав входит Исполнительный комитет, который в определенных случаях может принимать законы, не противоречащие законодательной базе центрального правительства Британии. В обязательном порядке, данные законы должны быть согласованы и одобрены Национальной Ассамблеей.