Английский юрист, ученый, писатель и государственный деятель Сэр Томас Мор (Sir Thomas More), также известный как Сент-Томас Мор (Saint Thomas More), родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в семье известного судьи Сэра Джона Мора. Начальное образование мальчик получил в престижной школе Святого Антония, а в 13 лет попал к архиепископу Кентербери Джону Мортону и некоторое время служил у него пажом. Величайшее уважение, которое испытывал Мор к своему покровителю-кардиналу, впоследствии нашло выражение в его знаменитых сочинениях Утопия и История Ричарда III . Архиепископу пришелся по душе открытый характер Томаса, а благодаря стремлению мальчика к знаниям он был убежден, что Мор вырастет изумительным человеком . В дальнейшем Томас получал образование в Оксфорде
– там он учился у знаменитых юристов того времени – Томаса Линакра и Вильяма Гросина. В 1501 году Томас стал адвокатом. Юноша не особо хотел следовать по отцовским стопам, его душа разрывалась между монашеским призванием и гражданской службой. Во время учебы в Lincoln’s Inn Мор решил стать монахом и усердно принялся за изучение дисциплины Картезианцев, проживающих на территории монастыря. С тех времен и до последнего дня жизни Мора пост, молитвы и покаяние стали его привычкой. Однако ярое стремление молодого юриста к монашеству было преломлено чувством долга перед страной. В 1504 году он вошел в Парламент, а через год – впервые женился.
Когда в 1499 году Англию впервые посетил немецкий гуманист Эразм Роттердамский и познакомился с Томасом Мором. Эта встреча стала началом их пожизненной дружбы и переписки. Они вместе создали переводы произведений Лукиана на латинский язык, тексты были напечатаны в Париже в 1506 году. В 1509 году Эразм посетил Мора в третий раз и написал в честь близкого друга Похвалу глупости .
Первым шагом Мора в составе Парламента стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. Естественно, монарх был возмущен, и решил заточить отца Мора в тюрьму. Его освободили лишь после того, как Томас самоустранился от общественной жизни и заплатил достаточно большую сумму за свободу родителя. Тем не менее, после смерти короля Мор снова вернулся к политической деятельности. В 1511 году в его семью пришло горе — первая жена умерла во время родов, но вскоре Мор вступил во второй брак со вдовой Алисой Мидлтон, не желая, чтобы дети оставались без матери.
Тем временем Мор привлек к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году его отправили во Фландрию, где он в составе посольства Великобритании вел переговоры о торговле английской шерстью. Именно во время этой поездки появилась идея знаменитой Утопии , а в 1518 году Томас Мор стал членом Тайного Совета. В 1521 году в жизни политика произошло значимое событие – к его имени добавилась приставка сэр , так как он был посвящен в рыцари за заслуги перед королем и Англией . Также Мор стал автором знаменитого манифеста В защиту семи таинств ( Defence of the Seven Sacraments ), ставшего своеобразным ответом Генриха VIII Мартину Лютеру. За эту работу Папа Лев X присвоил Генриху титул Защитник Веры ( Defensor Fidei ). Долгое время после того, как Англия отошла от католической веры, британские монархи носили этот титул, а на английских монетах до сих пор можно увидеть буквы F. D.
В период с 1512 по 1518 год Мор работал над Историей короля Ричарда III ( History of King Richard III ), основанной на романе сэра Роберта Хоннора. Вплоть до наших времен специалисты ведут споры о том, является ли данная История историческим или художественным произведением. В любом случае, в своих основных сюжетных линиях это произведение совпало с большинством хроник и исторических исследований, а именно с Новыми хрониками Англии и Франции Фабиана, записками Манчини, Кармилиано, Вергилия и произведениями Андрэ. Лишь в некоторых моментах повествования хронистов и писателей расходились с историей, написанной Томасом Мором. При этом в Истории Ричарда III ярко выражен характер автора.
Среди всех литературных и политических произведений Томаса Мора, бесспорно, наибольшее значение имеет Утопия , опубликованная в 1516 году Дирком Мартенсом. Она сохранила свою значимость и по сей день, не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературными источниками Утопии стали сочинения Платона — Государство , Критий и Тимей , а также романы-путешествия XVI века, в частности Quattuor Navigationes Америго Веспуччи и до некоторой степени произведения Ленгленда, Чосера и политические баллады. Из Navigationes Мор взял завязку Утопии . Писатель смог создать первую социалистическую систему, разработанную в духе утопического социализма. Автор так отзывался о своем творении: Это золотая, полезная и забавная книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове под названием Утопия .
Произведение делится на две части, мало похожие по содержанию, но логически связанные друг с другом. В первой части Утопии дана не только критика существующих тогда порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние проекты Мора. Скорее всего, эта часть послужила предпосылкой для написания второй, где он в форме фантастической повести высказал свои самые сокровенные мысли. В заключительной части снова появились гуманистические тенденции Мора. Тем не менее, во главе государства, по мнению Мора, должен был быть мудрый монарх, а для черных работ использовались рабы. Автор много рассуждал о греческой философии, в частности, о Платоне, а сами герои Утопии — горячие приверженцы гуманизма, как и сам автор. Ко всем религиям в произведении отношение терпимое, однако запрещен атеизм, за причастие к которому лишали права гражданства. У граждан Утопии не предполагалось наличие частной собственности, что должно было свести на нет количество споров и преступлений, а также значительно упростить законодательство.
В 1525 году Мор получил высокий пост канцлера герцогства Ланкастерского, однако он продолжал выполнять и различные дипломатические поручения. Так, летом 1529 года Мор совершил дипломатическую поездку в Камбрэ, где участвовал в заключении мирного договора Англии и Франции с Испанией. По возвращению на родину в конце года Мор застал неожиданные для себя перемены – его назначили лорд-канцлером Англии вместо отправленного в отставку архиепископа Йоркского кардинала Томаса Уолси. В то время шел бракоразводный процесс короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, и глубоко религиозный Мор был убежден, что расторгнуть освященный церковью брак может лишь Папа Римский. В результате Генрих VIII разорвал отношения с Римом и создал Англиканскую церковь, а Томас Мор в 1532 году покинул пост лорда-канцлера, сославшись на проблемы со здоровьем, хотя было очевидно, что причина его отставки – в поведении монарха. Автора Утопии настолько сильно возмутил отход Англии от истинной веры , что он даже не появился на коронации новой жены Генриха VIII — Анны Болейн.
В 1534 году английский Парламент принял Акт о супрематии , провозглашавший короля Верховным главой Церкви, а также Акт о престолонаследии . Второй акт включал в себя присягу, которую были обязаны принести все английские рыцари – тем самым они признавали законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн, а также отказывались служить любой другой власти. Томас Мор, также как и епископ Джон Фишер, был приведен к этой присяге, но отказался от нее, поскольку она противоречила его убеждениям. Через четыре дня после отказа присягнуть королю Мор был заключен в Тауэр, где он подготовил Диалог об утешении среди невзгод ( Dialogue of Comfort against Tribulation ). В заключении бывшего лорд-канцлера несколько раз навещал Томас Кромвель, который умолял Мора принять присягу, но тот упорно отказывался. 1 июля 1535 года заключенный предстал перед коллегией судей, среди которых были новый лорд-канцлер — сэр Томас Одли, а также отец, брат и дядя Анны Болейн. Томас Мор был обвинен в государственной измене за отрицание действительности акта о правопреемстве. После вердикта судей Мор был приговорен к повешению и четвертованию, что было характерным наказанием для предателей, однако король приказал только обезглавить его. Казнь состоялась 6 июля 1535 года. Перед ней Томас Мор попросил свою приемную дочь Маргарет Гиггз предать земле свой обезглавленный труп. Он был похоронен в лондонском Тауэре, в Часовне Святого Петра в безымянной могиле, а его отрубленная голова еще месяц висела на колу около лондонского моста, напоминая предателям о своей нелегкой участи. Возможно, Маргарет кого-то подкупила и смогла смыть позор с рода Мора, выкинув голову отца в Темзу.
Томас Мор так стойко отстаивал свои религиозные убеждения перед ликом смерти, что осуждение его как государственного предателя было повсеместно расценено как несправедливость, даже среди протестантов. Его давний друг, Эразм Роттердамский, уже после казни утверждал: Его душа была белее снега, а гений таков, что Англии никогда больше не иметь подобного, хотя она и будет родиной великих людей . Несмотря на то, что сэр Томас Мор был выходцем из довольно-таки скромного рода, за годы неустанной работы он смог достичь самых высоких политических и судебных высот, уступая лишь самому королю. В начале XVI века он был признан одним из великих юристов и христианских гуманистов, а также классическим ученым. Его Утопия до сих пор считается одним из лучших произведений мировой литературы. В 1935 году Мор был причислен к лику святых Папой Пием XI (его днем памяти стало 6 июля), а в 2000 году Сент-Томас Мор был объявлен небесным покровителем государственных деятелей и политиков .