В последнее время в английском футболе кипят очень горячие дискуссии. Почему страна, где футбол несомненно является спортом номер один, а лига – одной из самых сильных в мире, не воспитывает достаточно игроков высокого уровня? Тренера сильнейших клубов – Алекс Фергюсон, Арсен Венгер и Жозе Моуриньо – критикуют политику развития молодых игроков.
Что случилось, что не работает в системе подготовки молодых футболистов? На эти вопросы пытаются дать ответы самые лучшие футбольные специалисты этой страны. Английская футбольная школа является одной из старейших и знаменитейших в мире. В России система подготовки молодых футболистов только создается. Было бы хорошо, если бы мы учились у других и не повторяли их ошибок…
Дайте детям играть!
Недавнее исследование Sportsmail” по поводу подготовки футболистов в академиях вызвало большую волну споров и дискуссий среди тренеров, менеджеров и игроков страны. В этой статье Томас Статхэм, который уже 13 лет работает тренером в академии «Манчестер Юнайтед» и дирекотором футбольной школы Рептона, высказывает свои мысли на данную тему.
«Сэр Тревор Брукинг считает, что мы должны что-то быстро менять, если хотим, чтобы наши игроки не отставали технически и тактически от игроков других стран. Я согласен, но главный вопрос-то остается – что мы должны делать? Главная проблема в нашей стране – то, что детским футболом руководят взрослые, которые преследуют взрослые идеи, ценности, тактики и давление.»
«Большинство детей получают футбольный опыт только на официальных тренировках клуба, где энтузиасты-тренеры показывают сложнейшие упражнения, инструкции и объяснения. Они хорошо выглядят, разумно звучат и оставляют большое впечатление родителям. Но вместе с тем они вызывают у детей удивление, скуку и вопрос: «Когда мы будем играть в футбол?» Нашим молодым игрокам нужны помощники и наблюдатели, которые поспособствуют их прогрессу. Почему я так считаю? Во-первых, я много лет исследовал, что самые лучшие футболисты мира делали до 11 лет? Безо всяких исключений, первые годы своей жизни они играли в футбол без всякого вмешательства взрослых, формальных тренировок или организованных чемпионатов или матчей».
«Техничные, творческие игроки, такие как Маттеус, Пушкаш, Бест, Марадона и Зидан, воспитывались на улицах, в парках и даже на свалочных плошадках, рядом с которыми жили. Они играли с другими детьми, старшими и младшими, мячами различной формы. Они играли одни, один на один, три на три, десять на семь, хоть как… Они играли час за часом, день за днем.»
«Во-вторых, много лет общаясь с детьми, я развил некоторые идеи о том, как дети легко и радостно учатся. Они подражают, копируют, притворяются, экспериментируют, берут на себя ответственность, рискуют, принимают решения, допускают ошибки, используют фантазию. На них не нужно давить и говорить, что нужно делать, а что – нет. Детям нужна свобода игры! Основной способ развить счастливого, активного, здорового и мотивированного ребенка – а также и техничного игрока – предоставить ему игровую свободу.»
«Это воспитывало больших футболистов в прошлом и по сей день воспитывает игроков в Бразилии, Португалии, Нигерии и Кот д'Ивуаре, то есть там, откуда приезжает большинство хороших и техничных футболистов. Грустно, что игровая свобода, где игроки творят и приспосабливаются к своему возрасту и окружению, ограничиваются от вмешательства взрослых, абсолютно умерла в модерной Британии. Главный вопрос, интересующий сегодня всех тех, кто любит футбол: как мы можем научить детей получать удовольствие от футбольной свободы?»
«Когда ко мне в «Манчестер Юнайтед» приходят тренироваться лучшие молодые игроки страны до 10 лет, они приносят с собой энтузиазм и любовь к игре. Если они угасают, значит я проиграл. Поэтому я даю им то, чего они хотят! Я подготавливаю для них(или и вовсе разрешаю подготовить самим) игры и упражнения, где они могут заниматься дриблингом, бегать, атаковать, забивать, веселиться, работать с мячом, и, самое главное, соревноваться.»
«Итак, что я делаю? Я поддерживаю их, болею за них, поздравляю, смеюсь и радуюсь, глядя на фантастический футбол, в который играют счастливые и мотивированные дети. Еще я сам рисую им ограничения в поведении и стараниях. В этих границах они могут показать себя в безопасной, здоровой и положительной обстановке, где никто не наказывает и не критикует. Они в свою очередь отплачивают мне, играя в рискованный, смелый и атакующий футбол.»
«Они выполняют невероятные вещи не потому, что они тренируются каждый день и им объясняют, как это сделать. Они делают это потому, что им никогда не говорится точно, как это делать. Им никогда никто не говорил, что они чего-то не умеют, что им чего-то нельзя. Не я, тренер, а дети находятся в центре обучительного процесса. Их натуральные инстинкты намного сильнее, чем то, что я им могу рассказать.»
«Мне понадобилось много лет, чтобы я достиг этой точки , а это нелегко такому человеку как я. Но это то, что я настойчиво порекомендовал бы любому тренеру: оставь свое эго в себе, отдохни, отойди в сторону и разреши детям играть!!!»
Как я научился играть?
Роналдиньо: «Большую часть времени я проводил на тренировках с «Гремио». После тренировок я играл в зальный футбол. Потом я играл со своими друзьями на улице, а когда приходил домой, то играл со своим братом дома. Моя жизнь – всегда была и есть футбол.»
Зинедин Зидан: «Все, чего я достиг в футболе, только благодаря тому времени, которое я проводил на улице, играя в футбол с друзьями.»
Диего Марадона: «Я думаю, что мы были детьми свалки. Если наши родители искали нас, они знали, где нас найти. Мы всегда были там, бегая за мячом.»
Роналдо: «Каждый раз, выходя из дома, я обнимал свою маму. Я говорил, что иду в школу, но сам я всегда шел на улицу играть в футбол. Мяч всегда был в моих ногах. В Бразилии каждый ребенок очень рано начинает играть в футбол на улице. Это в нашей крови.»
Стэнли Мэттьюз: «Я всегда бежал на пустырь возле нашего дома, где мальчики из соседних домов собирались попинать мяч. Пиджаки слаживались вместо штанг и к игре все было готово. Если погода была хорошей, играли 20 на 20, если нет, то играли 6 на 6. Мы не нуждались в арбитрах. Мы придерживались правил игры. Это учило нас, что мы не должны делать только то, что хотим, и если ты не придерживаешься правил игры, то ты портишь игру всем. Так игра готовила нас к жизни… Когда я не играл в футбол с друзьями, я играл один. У меня был резиновый мячик и я часами просто бил его в стену моего дома.»
Ференц Пушкаш: «Я очень благодарен своему отцу за тренировки, которых у меня не было…»
Криштиано Роналду: «Все, что я умею, я выучил на улице.»
Потерянные молодежные академии…
«Гордон Браун говорит о возможности Англии организовать Чемпионат Мира 2018 года, но будет ли идея привлекательной, если у Англии не будет никаких шансов победить или пройти хотя бы первый этап? Как бы я ни боялся, именно так, увы, и должно произойти», - говорит бывший директор Английской Ассоциации Футбола Ховард Уилкинсон. Десять лет назад он был тем человеком, который произвел настоящую революцию в стратегии воспитания молодых футболистов. Теперь он сам считает, что это программа воспитания потеряла свое лицо.
«Молодые английские таланты могут и вовсе исчезнуть, не имея возможностей выделиться. Главный взгляд такой: какие проблемы? Английская Премьер-лига прекрасна, мы имеем отличных футболистов, фантастических тренеров и деньги, которыми здесь их и держим. Однако я забочусь о подготовке местных юных футболистов, ведь именно они – главный фактор развития нашего футбола», - говорит Уилкинсон.
r Он был одним из самых главных борцов за право профессиональных клубов растить смену в своих академиях. Так он сломал столетнюю традицию развития футболистов в школах и местных клубах. Но теперь он боится, что очень много талантов от 18 до 21 года будут потеряны. Тех, которые загораются, можно перечесть по пальцам – Уэйн Руни, Аарон Леннон и Мика Ричардс стали игроками первых команд, но намного больше талантливых футболистов такой возможности не имеют. Тренера не хотят отдать свою судьбу в руки молодых и зеленых талантов из академии.
«Президент одной из команд «Чемпионшипа» признался мне, что он не знает, полезно ли инвестировать деньги в воспитание молодых футболистов, если он не может предоставить им шанс играть. Выход в Премьер-лигу стоит 50 миллионов фунтов стерлингов. Это стало финансовым делом и клубы не могут заработать, если их не заполняют опытные игроки», - рассказывает Уилкинсон.
Резервные команды очень сильно критикуются из-за своей неорганизованности. Играть в основе футболистам не дают неделями, а выпускники академий при первой возможности отдаются в аренду другим клубам. Трио из «Арсенала» - Никлас Бендтнер, Себастьян Ларссон и Фабрис Муамба – оставили хорошее впечатление о себе в «Бирмингеме» и Арсен Венгер доверяет Стиву Брюсу(тренеру «Бирмингема»), но тот же Жереми Алиадер всего 13 матчей начинал не со скамейки запасных и в прошлом сезоне поиграл в «Селтике», «Вест Хэме» и «Вулвз».
Теперь он вернулся в «Арсенал» и играет важную роль в клубе, играя в кубковых турнирах, но где тогда английская молодежь? 23-летний Дэвид Фокс, сын бывшего вратаря «Стоук» Питера Фокса, заинтересовал тренеров «Манчестер Юнайтед». Он играл во всех сборных Англии от 15 до 20 лет, был капитаном резервной команды «Манчестер Юнайтед», но очень быстро понял, что игрок обязательно должен получать шанс сыграть за первую команду. Теперь у него контракт с клубом «Блэкпул».
«Я перешел в «Манчестер Юнайтед», когда мне было 16 лет, то есть сразу после средней школы. Я всегда верил, что могу играть на высочайшем уровне, но я скоро понял, что достичь этого будет очень сложно», - говорит игрок. «Требования настолько велики, что легионеры и другие игроки первой команды находятся далеко впереди. У нас были отличные игроки в академии «Миддлсбро», но мы прекрасно знаем, что если клубу срочно нужен полузащитник, то его попросту покупают. Мне пришлось подыскивать новый клуб, если я хочу сделать себе карьеру».
25-летний Томас Керни надеялся достичь чего-нибудь как центральный полузащитник «Эвертона», но теперь после короткого промежутка времени в «Брэдфорде» он выступает за «Халифакс»: «Я очень многим пожертвовал, но когда только выходишь из академии и попадаешь в резервную команду, путь всегда заблокирован старшими игроками или легионерами, которым нужно игровое время, чтобы выйти на пик формы. Тренера попросту не дают молодежи шанс.»
У Уилкинсона есть радикальный выход. Он предлагает, чтобы маленькие клубы растили и воспитывали игроков для больших клубов. Если такие клубы, как «Ноттс Кантри», где он сам является директором, контролировались и финансово поддерживались бы клубом Премьер-лиги, здесь было бы меньше давления за результат. Тренера могут растить игроков, а болельщики видеть команду, сделанную из завтрашних звезд.
«Если бы «Ноттс Кантри» выполняла эти условия, я был бы доволен», - говорит Уилинсон. «Я хочу видеть это как партнерство.»
«Если тренера молодежных команд не выигрывают, их возможности ставятся под сомнения. Получается, мы имеем молодежные команды, в которых главное – не развитие игроков, а результат, по аналогии с первыми командами», - утверждает бывший директор ФА и тренер «Чарльтона» Лес Рид.
На данный момент больше 40 клубов имеют типичный для английского футбола статус академии, однако они находятся под присмотром двух разных организаций. Премьер-лига отвечает за 18 стандартов академий, а футбольная лига за оставшиеся 22. «Самоконсервация» защищает академии от штрафов, если у них нет требуемых полей или квалифицированных тренеров. Это постоянная головная боль для директора Ассоциации Футбола по развития молодежи Сэру Тревору Брукингу.
11-летние ребята в английских клубах технически уступают французам, голландцам или испанцам, но руководители Английского футбола проводят больше времени над дискуссиями, кто же отвечает за эту проблему. Хотя никто не спорит, что воспитание молодежи очень важно, планы Национального Футбольного Центра в Бартоне заморожены, а тем временем Ирландия, Турция и Латвия строят центры воспитания молодежи по примеру французского Клэйрфонтана.
По словам Брукинга, в большинстве стран воспитание молодежи в Футбольных Ассоциациях: «Инвесторы должны найти решение, если Англия не хочет сильно отстать технически от других стран. Если мы не предпримем быстрых мер, эта разница станет еще большей.»