Генри Филдинг, Фильдинг (Fielding) (22.4.1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, Сомерсетшнр, - 8.10.1754, Лисабон), английский писатель. Крупнейший представитель литературы английского Просвещения. Принадлежал к старинному аристократическому роду. Учился в Итонском колледже (1719-1727), на филологическом факультете Лейденского университета (Голландия), в 1737-1740 годах - в юридической школе в Темпле (Лондон). С 1748 года мировой судья в Вестминстере. Творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма Маскарад , 1728, издана под псевдонимом Гулливер) и драматург. Разнообразная в жанровом отношении (фарсы, комедии нравов, балладные оперы в духе Дж. Гея, политические комедии) драматургия Филдинга отмечена единой сатирической направленностью и всегда острозлободневна: Щеголь из Темпля (1730, рус. пер. 1954), Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке (1730, рус. пер. 1954), Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик (1731) и др. Объекты сатиры Филдинга - продажность, падение нравов в общественной и частной жизни. Близкий в разоблачительном пафосе Джонатану Свифту, Филдинг, однако, не столь радикален в выводах и часто прибегает к условно-благополучным развязкам. Многим обязанная классицизму, Мольеру, драматургическая техника Филдинга в значительной степени рационалистична: смысловые имена, контрастные пары героев и т.п. Неприкрытая критика правительства Р. Уолпола в политических комедиях Дон Кихот в Англии (1734, рус. пер. 1954), Пасквин. Комедия-сатира на современность (1736, рус. пер. 1954) и Исторический календарь за 1736 год (1737, рус. пер. 1954) послужила причиной принятия в 1737 году закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Филдинга-драматурга.
Первый роман Филдинга - История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого (1743, рус. пер. с нем. 1772-1773) ещё тесно примыкает к его комедиям: обилие диалогов и сценических ситуаций, соединение гротеска с реалистичным изображением, актуальный политический подтекст и чёткая дидактическая установка. Новаторскими в искусстве прозы стали его романы-эпопеи ( комический эпос в прозе , по определению Филдинга) - История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса (1742, рус. пер. с нем. 1772-1773) и История Тома Джонса, найдёныша (1749, рус. пер. с франц. 1770-1771). В первом из них, задуманном как пародия на самодовольную в своей ограниченности пуританскую мораль Памелы С. Ричардсона (Филдинг также предполагаемый автор пародии о Шамеле Эндрус), Филдинг, отойдя от первоначального замысла, в форме плутовского романа дал широкую панораму жизни английской провинции 18 века. Главный герой книги в основном фигура служебная: достижение Филдинга-реалиста, продолжателя традиций Сервантеса, - образ пастора Адамса, непрактичного, но вполне земного чудака . В Томе Джонсе концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. ... Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель (Максим Горький, История русской литературы, 1939, с. 38), Филдинг пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развёрнута просветительская программа реалистического искусства. Роман Амелия (1752, рус. пер. с франц., ч. 1-3, 1772-1785) свидетельствовал о растущем социальном пессимизме Филдинга; некоторые мотивы сочинений Филдинга предвещали литературу сентиментализма. В творческое наследие Филдинга органически входит его публицистика. Издавал ряд журналов.
Филдинг внёс огромный вклад в развитие европейского реалистического искусства, предварив творчество Байрона, Теккерея, Диккенса, Бернарда Шоу. В России известен с конца 18 века; ему даже приписывались некоторые произведения его сестры, Сары Филдинг, и Т. Смоллетта. Влияние Филдинга испытал Гоголь.